+7 495 911-90-11 (по рабочим 9-18) | +7 495 928-90-48 (ежедневно 8-23) | tricolor@remont-skt.ru заказать звонок

Витражи в современном интерьере

Сегодня витражи можно увидеть не только в храмах, домах культуры или на вокзалах. Москвичи, затевающие элитный ремонт квартир, используют такой вариант декора интерьера. Создание витражей выполняют и фирмы, предоставляющие такую услугу, как ремонт офисов под ключ, хотя в данном случае подобное оформление не всегда уместно. Давайте разберемся, увеличат ли витражи стоимость ремонта квартиры, насколько изменились технологии их изготовления и где лучше размещать такое необычное украшение.

Витраж дверей

История витражей насчитывает несколько тысячелетий, однако умение изготавливать цельное стеклянное полотно больших размеров пришло к нам далеко не сразу. На Востоке кусочки стекла склеивали с помощью раствора, похожего на цемент, в Европе использовали твердый свинцовый каркас, в России много веков популярностью пользовались слюдяные окна. Сегодня витраж вновь из монументального украшения становится предметом повседневного обихода, и каждый хозяин, обладающий некоторой фантазией, способен добавить в свой интерьер ярких красок.

Правильно выбираем место для витражей

Современная доступность витража как элемента домашнего интерьера вовсе не означает, что он идеально подойдет для любого помещения и может быть использован в произвольной точке квартиры по усмотрению хозяина. Витраж обладает не только затейливой формой и богатой фактурой, но чаще всего и сильной цветовой нагрузкой. Он с легкостью может задать тон всему помещению и стать смысловым центром пространства. Поэтому думать об украшении своей квартиры, таким образом, лучше всего на стадии проектирования помещения.

Наиболее подходящими формами, в которых в современной квартире может существовать витраж, сегодня считают межкомнатные двери, сквозные ниши между комнатами, настенные панно, стеклянные элементы на потолке, полу и стене, а также витраж на окне и декоративные изделия из стекла типа статуэток, фигурок и ваз. Важно помнить, что витраж в единственном числе в любом помещении выглядит несколько неуклюже, его необходимо поддержать парой более мелких элементов — небольшими вставочками на стенах или хотя бы той же вазочкой из многослойного стекла.

Витраж

Менее распространено, однако не менее эффектно использование витража в различных элементах мебели — на кухне, дверцах шкафов-купе или встроенных шкафов. Здесь уместны как маленькие цветные вставки, так и матовые поверхности вплоть до объемных хрустальных элементов. Если в квартире в качестве межкомнатных дверей установлены раздвижные экраны, то использование витража и вовсе рекомендовано. Можно также с помощью сходной техники украсить свою ванную — от отдельных плиток до стенного панно.

Отдельное внимание необходимо уделить цветовому решению пространства. Даже неяркий витраж из матового стекла требует подходящего по тону окружения, не говоря уже о ярких цветных решениях, опасных ощущением аляповатости при неправильно продуманном интерьере. Обычно в квартирах с витражами рекомендуют использовать светлые тона — теплые для цветных витражей и холодные для матовых и прозрачных. А также необходимо предусмотреть подсветку, ведь только тогда и создается желаемый эффект приглушенных цветных бликов.

Современная технология создания витражей

В отличие от средних веков, когда существовало не так много вариантов изготовления витражей и чаще всего использовали свинцовую раму для цветной картинки, сегодня практикуется несколько витражных техник. От того, какая из них будет применена, напрямую зависит итоговый внешний вид стеклянного украшения и его назначение.

Подавляющее большинство витражей сегодня изготавливают в технике Тиффани. Когда-то Луис Комфорт Тиффани изобрел ее для создания плафонов ламп из небольших цветных стеклышек. Метод оказался очень действенным, хотя и кропотливым, так как с его помощью можно соединить выпуклые и вогнутые элементы, как с ровными, так и гнутыми краями, что в итоге позволяет создать волнистые линии на рисунке.

Изготовление витражей

Каждый кусочек стекла отдельно обтачивается, обклеивается по периметру медной фольгой и спаивается с соседними элементами. Ширина соединительной медной линии может различаться, что позволяет создавать как масштабные изображения, так и мелкую прорисовку. Изготовленный в технике Тиффани витраж довольно легкий и одновременно жесткий, поэтому подойдет для любого места в интерьере.

Классическая техника витража предполагает наличие свинцового контура, который заполняется цветными стеклами в соответствии с задуманным рисунком. В настоящее время свинец часто заменяют латунью — материалом более прочным и безопасным. Такой метод идеально подойдет для заполнения больших пространств, в масштабе квартиры это может быть настенное панно или раздвижные двери. При этом размер не грозит изделию последующей деформацией.

Впрочем, классическая техника также недалека от новых веяний, и сегодня наряду с традиционными разноцветными стеклами используют зеркальные фрагменты, придающие витражу современное звучание. Также распространено сочетание ковки металла и стекла. К тому же, как и в технике Тиффани, в классическом витраже возможно сочетание разного по фактуре стекла — гладкого и рифленого, блестящего и матового.

Технология фьюзинга предполагает полный отказ от металлического профиля. На стекло-основу в соответствии с замыслом выкладывают цветные фрагменты — в один или два слоя в зависимости от желаемого объема и рельефа рисунка, а затем вся композиция спекается в печи при температуре в 850 °C в единый пласт. Процесс формирования итогового продукта по технологии бывает различным: метод огненной полировки придаст витражу гладкость и блеск, а комбинированное прочесывание, напротив, деформирует стекло. Хорошая идея — придать спеченному стеклу желаемую форму, например, вазы.

Особенность такой технологии в том, что не всегда можно предугадать итоговый результат. Контуры рисунка либо останутся абсолютно четкими, либо в прямом смысле слова поплывут, образовав красочные напластования. Опытные мастера обычно предугадывают результат и применяют нужный метод спекания, однако некоторые отступления от замысла допустимы. В итоге витраж имеет сильный декоративный облик — яркие цвета, толстое стекло.

В силу описанных особенностей дизайнеры советуют применять подобную технику при создании витражей на кухне, поскольку они более приспособлены к температурным перепадам. Этот же метод дизайнеры рекомендуют при оформлении межкомнатных дверей, которые всегда подвержены активному использованию, и обычный витраж в подвижной конструкции может дать трещину. Выполненная в технологии фьюзинг поверхность вряд ли выйдет из строя даже в таких условиях эксплуатации.

К тому же в случае двери можно сделать фрагментарный витраж, то есть оставить большую часть стекла прозрачной или матовой, «разбросав» узор по поверхности или сконцентрировав его в нижнем углу. Кстати, подобный декоративный эффект недоступен технологиям классического витража и Тиффани, поскольку они используют металлический каркас, и монолитность основы в этом случае просто не предполагается.

Среди современных методов создания витражей находится и пескоструйная гравировка, при которой поверхность стекла делают матовой c помощью частиц кварцевого песка под большим давлением, выпускающимся на поверхность. Хотя подобная техника все-таки предполагает не слишком много пространства для фантазии. В готовом виде панно не стоит применять на больших по размеру поверхностях, например, матовые раздвижные двери вряд ли произведут впечатление.

Однако если дополнить пескоструйную гравировку росписью по стеклу, то можно достичь интересного результата. Использование силикатных красок создает ощущение акварельного рисунка, и после закрепления в печи витраж становится очень прочным и не тускнеет со временем. С помощью технологии можно создать дверной витраж, и он будет смотреться чрезвычайно эффектно и тонко по степени деталировки.

Если же после росписи красками не был сделан обжиг, то при эксплуатации такого витража нужно соблюдать простое правило — не использовать для его протирания спирт и растворители. Хотя свой первоначальный облик он будет сохранять первые 5–10 лет. Впоследствии краски все-таки потускнеют под воздействием света.

Стиль — выбираем правильно

Как и любой элемент интерьера, витражи бывают выполнены в разных стилях, совместимость которых с оформлением квартиры нужно предусмотреть. Например, для классического витража (вопреки распространенному мнению, что классика уместна всегда и везде) подойдет светлое помещение правильной формы, выдержанное в спокойных (пастельных или темных) тонах, без цветовой и детальной избыточности.

Цветочные орнаменты допускают больше свободы в окружении. Здесь возможны яркие цвета и ломаные линии. Если интерьер выполнен в спокойных бежевых тонах, то цветочный витраж сдержанной гаммы может потеряться.

А вот витраж в стиле модерн предполагает приглушенные и даже блеклые цвета, плавные и сложные по рисунку линии, изысканно вплетенные в неяркий узор цветы и волны. Окружение таких витражей, как правило, не темное. Более радостно они выглядят в интерьерах холодных зеленых и синих оттенков. К тому же это единственный стиль, в который идеально вписывается бытовая техника.

Абстрактные витражи, выполненные из яркого стекла, будут уместны для декорирования дверных проемов, а при использовании матового стекла не особенно ярких оттенков подойдут и для окон. Словом, это тот вариант, который хорошо смотрится в спокойных интерьерах в прикладных целях.

Наконец, самый сложный стиль — готический. Несмотря на то, что именно в таком антураже все мы представляем себе витражи по умолчанию, нагруженная большим количеством многоцветных деталей и аллегорических элементов, подобная картина требует интерьера в антикварном духе. Даже если старина предметов не подлинна, а сымитирована.

Основные правила установки витража

Наконец, при установке витражей нужно помнить несколько несложных правил. Прежде всего витражу нужна подсветка для того, чтобы он стал им в полном смысле слова. Если речь идет о дверном или оконном проеме, то здесь хватит и естественного освещения. А когда цветное стекло устанавливают на потолок или в качестве настенного панно, то здесь без дополнительной подсветки не обойтись. Тем более что потолочный витраж чаще всего выполняет роль светильника и, кстати, значительно расширяет пространство. А если подсветить витраж в сквозной стенной нише, то возникнет еще и эффект дополнительного окна.

Используя витражи в качестве оконного стекла, нужно обдумать степень освещенности помещения. Лучше даже установить витраж не вместо, а дополнительно к обычному окну. Если сторона светлая, и в комнату всегда светит солнце, то для витража можно выбрать яркие цветные стекла. А если освещенность слабая, но витраж необходим, например, из-за неприглядного вида из окна, то тут хорошо подойдут метод пескоструйной гравировки и витражи в стиле модерн с его прозрачными доминантными тонами.

Наконец, стоит помнить о том, насколько часто конструкция витража будет подвергаться внешнему воздействию. Например, быстро из строя выходят наиболее популярные дверные витражи. А на кухне из-за перепада температуры стекло может треснуть. Поэтому в данном случае лучше использовать витраж, изготовленный в технике фьюзинг.

Однако, каким бы ни было ваше решение, при продуманном подходе витраж станет не только прекрасным украшением интерьера, но и той вещью, которая никогда не выйдет из моды и не потеряет в цене.